Рядоположенность. Автономное бытие единиц («объектов») характеризуется тем, что траектории жизни объектов не пересекаются, их интересы не входят в противоречия – они живут независимо друг от друга. Такое со-бытиё единиц будем называть «рядоположенностью».
Мягкая структура. Если автономное бытие единиц по каким-то причинам становится невозможным, они могут входить во временные взаимовыгодные связи между собой. Такое объединение рассматривается всеми единицами, как вынужденное и прерывается сразу после исчезновения фактора его породившего. Например, для выживания в сложных природных катаклизмах, ранее независимые единицы могут кооперироваться на время переживаемых невзгод, чтобы совместными, объединенными, следовательно – более мощными усилиями противостоять угрозам. При этом после исчезновения экстремальных условий данные единицы могут вернуть себе автономное бытие. Такое временное существование единиц есть «временная» (или «мягкая») структурность». Мягкая структура – ситуативное объединение частей под давлением внешних обстоятельств.
Жесткая структура. Если согласованная жизнь по взимовыгодной договренности единиц приобретает постоянство, то мы имеем «устойчивую структуру», в которой есть элементы (бывшие автономные единицы) и согласованные связи (отношения) между ними. Продолжительное воспроизводство жизни структуры зависит от долговременности интересов входящих в нее единиц и полноценности учета этих интересов в договоренности по кооперации совместных усилий и разделу получаемой выгоды. Но жесткая структура, как и мягкая, характеризуется главным образом реализацией интересов входящих в нее единиц. Поэтому, если какой-то из элементов структуры потеряет свой интерес соучастия в кооперативной жизни, то он может выйти из «договоренности» и вернуться к своей автономности или войти в структурные связи с другими единицами, разрушая при этом прежнюю структуру. Жесткая структура – взаимовыгодное долговременное объединение частей на основании договоренностей с учетом внешних обстоятельств.
Система. Совсем иной тип связанности единиц мы получаем в том случае, если в качестве основания объединения выступает общая идея, которая предъявляет требования ко всем единицам при вхождении в целое по реализации идеи. Причем структурные отношения единиц внутри системы принципиально иные, чем в структуре. В системе кооперативные позиции появляются под диктовку «целого», под требования объективно необходимого процесса по достижению цели. Именно этот процесс и задает требования к тем единицам, которые в качестве ресурса заполняют данные кооперативные позиции - структуру функционально-нормативных мест. Следовательно, система требует более жесткой подчиненности требованиям входящих в нее единиц, чем в структурных отношениях. Выгода единицы от пребывания в системе может быть получена в качестве какой-то компенсации «на ее границе» (на входе/выходе, в зависимости от внешних причин вхождения в систему). А внутри системы все тотально подчиненно процессу целедостижения. Следует заметить, что устойчивая система возможна только при оформленности и закрепленности в ней управленческой позиции, т.е. органа, реализующего организационно-направляющую и властную функцию по удержанию входящих в систему единиц в рамках нормативных требованиям к ним внутри системы. Система, в отличие от структуры, имеет свою суть, миссию, идею, а не просто взаимовыгодное объединение частей. Вариант самоорганизации системы по единому основанию со сменой лидерства можно считать пред-системным, пред-иерархичным состоянием в силу неустойчивости и ненадежности такой объединенности.
Поскольку сеть предполагает только наличие «узлов» и отношений-связей между ними, то будет справедливым отнести сетевые объединенности к чисто структурным, в которых нет иерархичности (властной вертикали), но есть строгая сохранность интересов «узлов» во взаимоотношениях с себе подобными.
Сама структура, как тип объединенности, в линии системообразования располагается между антиобъединенностью (рядоположенностью) и иерархичной объединенностью под единое для всех основание (системностью).
2. Главная типология структур: природные, социальные, деятельностные, предпринимательские и культурные структуры.
Типология. Основополагающая типология всех комплексов объединений, была введена философом Гегелем он ввел три главные ступени развития духа после природы: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Перефразировав Гегеля для большей доступности и разделив объективный дух на социальный и деятельностный получим лестницу изображенную на Схеме №2.
Каждому уровню, в силу качественных отличий, присущи свои специфические особенности. Как показывает даже беглый анализ литературы по сетевым структурам, смешение этих уровней вносит неразрешимую путаницу и порождает тупиковые противоречия. Так попытка объяснить особенности социальной сети через совйства природных популяций (муравейник, стаи обезьян и т.п.) приводит в лучшем случае к потери особенностей социальной структуры, а в худшем, к навязыванию социальной сети более низкопробных свойств природных объектов. Хотя логика жизни социальной группы и бизнес-предприятия имеет существенные отличия. Мы ввели данную типологию для того, чтобы четко разделять в своем анализе объекта к какому слою жизни он относится, чтобы корректно применять далее к нему критерии, относящиеся к данному типу бытия.
Природа. Для природных организмов характерна организованность взаимодействия индивидуумов на бессознательно-инстинктивном уровне. Животные лишены способности по осуществлению индивидуального анализа с последующими самопоправками (т.е. лишены рефлексии). Но у них есть скрытый аналитический орган популяции, который и обеспечивает рост уровня приспособляемости популяции в целом к изменяющимся внешним условиям. Кроме того у многих популяций животных заложен стадный инстинкт, который способствует структурному объединению отдельных животных в стадо (стаи и т.п.).
Человек и общество. Человеку дан психический механизм «рефлексии», благодаря которому человек обладает потенциалом обретения сознания, самосознания и разумности. Однако оставаясь на уровне жизнедеятельности, т.е. в логике потребительского отношения к внешней реальности, человек не способен к созданию долговременного структурного союза с кем-либо. Для этого требуется кроме учета собственных потребностей и интересов учесть потребности и интересы партнера по потенциальной кооперации действий. А это и есть переход на уровень социальных отношений, на уровень, где и возможны различные взаимовыгодные социальные кооперации, как кратковременно-ситуативные, так и долговременно-надситуативные.
Социальные группы. В социальных групповых структурах каждый человек следит за сохранением своего интереса, в котором заключается для него смысл участия в группе. Но группа не может продолжительно существовать вне организационно-координирующих действий, т.е. без лидера. Следовательно каждая группа рано или поздно встает перед выбором: (1) либо согласовать механизм смены лидерства, (2) либо признать («легитимизировать») лидера (из числа людей своей среды), наиболее способного к управлению группой. При этом если первый вариант еще сохраняет равноправие членов группы, то второй – создает вертикаль, иерархию (так, например, появляется вождь племени). Об иерархической структуре мы поговорим ниже.
Совместная деятельность. Деятельность, решающая задачи преобразования материала в нужный для людей продукт, успешна только в том случае, если она реализует технологию производства, учитывающую свойства материала, особенности средства и т.п. Как это ни жестоко звучит, но человек в производственной деятельности должен всего лишь обеспечить правильное (по технологии) приложение средства к материалу и осуществить все прописанные технологические шаги. Поэтому деятельностные структуры требуют от человека полной подчиненности возложенным на человека функции и задачам. В деятельностном подходе все, что происходит, оценивается в первую очередь с точки зрения получения продукта, которым деятельность отчитывается перед внешними потребителями.
Бизнес. Бизнес, как частное реагирование на совокупный спрос, для реализации своих задач по получению прибыли (за счет удовлетворения этого спроса), интегрирует в себя деятельность. В то же время он поддерживает живую связь с потребителями для быстрой реализации своих товаров. Бизнес, также как и деятельность, в отличие от социальных отношений, имеет жесткую целенаправленность. Только целью предпринимательства выступает не получение продукта, а реализация товара на рынке с извлечением из этого значимой для себя прибыли. В соответствии с этим лавной установкой в бизнес-пространствах является получение прибыли. Все что втягивается, в бизнес-процессы оцениваются по этому критерию. Развитый бизнес включает в себя воспроизводяшееся производство продукта, который реализуется далее в качестве товара на потребительском рынке, т.е. бизнес с интегрированной в нем деятельностью.
Культура. Жизнь культуры представлена в таких областях человеческой деятельности, как искусство, наука, религия. философия и духовность. Все эти типы бытия формируют и сохраняют высшие и вечные основания жизни людей. Эта сфера обращена к раскрытию абсолютной красоты, высшего добра и вечных истин. Разрабатываемые в рамках культуры высшие критерии транслируются в общество в образовательных процессах, за счет чего происходит окультуривание общества и деятельности.
Государственное управление. В нашей лестнице уровней не указан еще один очень важный блок –Государственная власть, как особый институт по поддержанию согласованного, регламентированного законами, бытия общества. Госуправление по своей функции должно обспечивать гармоничное сосуществование всех вышеперечисленных разнородных слоев жизни человека. Власть разделяется на местное региональное самоуправление и федеральную (центральную) власть. Поддержание живой связи власти с различными группами населения осуществляется за счет политической сферы - механизма согласований между представителями народа и властью.
В соответствии с приведенными типами бытия человека мы выделяем главную типологию сетей:природные, социальные, деятельностные, бизнес-сети, сети госсструктур, политичнские и культурные сети (см. сх.). Далее мы будем рассматривать бизнес-сеть, включающую в себя воспроизводящуюся деятельность (т.е. синтез «бизнеса» и «производства» с включением в себя элементов сетевой структуры).
Все бизнес-сети целесообразно разделить на внешние для организации сети (ассоциации) и внутреннниесети (производственная, торговая, финансовая и т.п. Главная особенность бизнес-сети – она прямо или косвенно способствует процессу получения прибыли компанией.
Сети ассоциации могут быть вертикально или горизонтально интегрированы (родственная или конгламеративная интеграция), а также возможна смешанная вертикально-горизонтальная интеграция.
Любая сеть при росте ее масштабов может обзавестись необходимыми для ее бесперебойной работы сервисами. При дальнейшем росте сети по вертикали управления и «вширь» целесообразным становится и сами прикрепленные сервисы превратить в сеть. Так появляется, например, сети HR, IT, маркетинга и т.п., обслуживающие базисную сеть. При этом важно поддерживать сервисный характер этих сетей по отношению к тому базисному процессу, ради снятия напряжений в котором они и появились. В противном случае служебная сеть может зажить своей жизнью, оправдывая свое существование в глазах начальства множеством бесполезных или даже вредных отчетов (вредных в силу того, что для их заполнения отвлекаются ресурсы базисного процесса).
3. Сетевая структура и иерархическая система: главные отличительные особенности. Становление, функционирование и рост сетевой структуры (тезисы).
· 4 типа отношений: содеятельность, противодеятельность, псевдодеятельность и кооперативность.
· Сетевое образование имеет структурное устройство: элементы (акторы), связанные между собой взаимовыгодными отношениями. Сетевое образование не может быть системным. Сеть – объединенность взаимосвязанных узлов.
· Сеть – тип структуры (структура с большим количеством звеньев, «распластанная» структура).
· Иерархизация структуры упраздняет ее сетевое устройство. Иерархичная структура является промежуточным состоянием между структурой и системой.
· Возможен и «конгломерат» (смесь), включающий в себя элементы сетевого устройства, властную вертикаль и системно устроенные части.
· Самоподдержание сетевой структуры: высокая адаптивность сети к окружающей среде как атрибут выживаемости сети в изменяющихся условиях.
· Каждый элемент входит в сеть до тех пор, пока поддерживается его интерес. Собственный интерес – главное для элемента сети. При потери для себя смысла участия в сети элемент ее покидает.
1. Закон самосохранения («не до жиру, быть бы живым»)
2. Закон наименьшей устойчивости комплекса («где тонко – там и рвется!»)
3. Закон синергии («2+2=5»);
4. Закон информированности-упорядоченности (полнота и устойчивость инфопотоков) («информирован – значит вооружен»)
5. Закон целеупорядоченности частей в целом (упорядочивание целей частей в рамках процесса целедостижения целого)
· Основные свойства сети (децентрализованность в сети, горизонтальность связей, относительная автономность узлов и др.)
4. Сетевая структура в рамках иерархичной бизнес-организации: гармония противоположного.
· В соответствии с лестницей уровней бытия, как уже отмечалось, существуют следующие типы сетей: сети животного мира (биологические сети); социальные сети; кооперативно-деятельностные сети; бизнес-сети, политические и культурные сети, а также сети госструктур.
· Иерархическое объединение единиц предполагает наличие властной вертикали (отношение «власть – подчинение) и централизации (отношение «центр – периферия»). Сеть – равноправная соединенность однотипных единиц в удобную/выгодную для всех этих единиц объединенность (Сх. 3).
· Сеть – структурное объединение равноправных заинтересованных единиц, в котором есть множественность как минимум одного типового элемента (Сх. 4).
· Важно различать: «объективно ограниченная сеть» (нейронная сеть мозга) и «сеть с потенциалом роста» (торговая сеть в бизнесе).
· Как правило, рост сети связан с выходом на новые территории (территориальная экспансия), что позволяет сети стать более мощной и жизнеспособной, особенно при наличии конкурентного окружения. Особенно это характерно для сетей в рамках бизнеса, т.к. на обеспечение роста выталкивает задача непрерывного наращивания прибыли.
Методология сетевых структур
🟢Синтез иерархии и сети может быть в трех основных вариантах: «сеть сверху», «сеть снизу» и «сеть посередине» (Сх. 5 и сх.6).
🟢 Сети в бизнесе не могут быть в чистом виде. Это всегда тот или иной тип централизованной сети, т.к. нецентрализованная сеть не может получать прибыль (хотя выгоду могут получать отдельные члены сети).
🟢 Например, ассоциация бизнесов – «сеть сверху», а потребительская сеть (в сетевом маркетинге) – «сеть снизу». Объединение независимых консультантов, казалось бы, пример чистой сети в бизнесе. Но консультанты зарабатывают на своих индивидуальных проектах, а ассоциацию используют для продвижения своего имиджа, т.е. здесь «зарабатывает» не сеть.
🟢 Сети в бизнесе, которые появляются за счет дубликации (умножения) базовых единиц (центров прибыли) являются классическим вариантом: «сеть снизу». Пример: сеть автомоек, магазинов, химчисток и т.п.
🟢 Однако, если рассмотреть умножающиеся единицы подробнее, то можно увидеть строгую иерархию внутри (властная вертикаль в магазине, автомойке и т.д.). В таком рассмотрении этот тип выглядит, как «сеть посередине».
🟢 В этом смысле более чистым примером типа «сеть снизу» является социальная сеть с имеющейся верхушкой управленцев-модераторов с их сервисом в лице программистов.